Игра начала разрабатываться в 1990 году, когда Sega заказала своему подразделению AM-8 создать хитовую игру для приставки Sega Genesis, а также новый талисман корпорации. После выбора ежа Соника как главного персонажа, команда из пятнадцати человек сменила название на Sonic Team и начала работать над Sonic the Hedgehog. Главными вдохновителями проекта были дизайнер персонажей Наото Осима, программист Юдзи Нака и дизайнер Хирокадзу Ясухара.[5]

   Это была единственная игра из серии Sonic the Hedgehog для Sega Genesis, сделанная исключительно в Японии. Хотя Sonic the Hedgehog CD для дополнительной приставки Sega CD тоже был сделан в Японии, последующие игры Sonic the Hedgehog 2, Sonic the Hedgehog 3 и Sonic & Knuckles были созданы в американском подразделении Sega Technical Institute, при прежнем японском составе. В то же время, игра Sonic the Hedgehog Spinball была полностью сделана американцами.

   В этой игре ёжик Соник впервые встречается с главным злодеем — Доктором Роботником, который, стремясь захватить власть над миром, использует добрых зверей и друзей Соника как двигательную основу своих роботов, которыми заполняет все земли. Кроме того, он стремится заполучить шесть мистических драгоценных камней, Изумрудов Хаоса, чтобы ещё больше усилить своё могущество. Соник же, единственный выживший на острове, стремится освободить своих друзей, на пути уничтожая машины Роботника, заполучить Изумруды Хаоса первым и нарушить его планы.
   
   На время своего выхода, Sonic the Hedgehog был одним из самых быстрых платформеров. Игровой процесс был сконцентрирован на элементах, которые использовали наиболее высокую производительность 16-битной консоли. Соник мог бегать, прыгать и катиться на более высоких скоростях, по сравнению с персонажами других платформеров того времени. Кроме того, уровни игры были сделаны так, чтобы игроки стремились проходить их как можно быстрее. Это было возможно без всякого ущерба в производительности.

   Игроку предстоит пройти шесть разнообразных игровых зон. Каждая из них разделена на три акта и заполонена определёнными врагами-роботами. Прохождение каждого акта ограничено 10-и минутами; в зависимости от затраченного на прохождение времени в конце акта игроку присуждаются бонусные очки. В случае смерти Соника игрок начинает акт заново или же со специальных контрольных точек, если игроку случилось отметиться на них. Дойдя до конца первых двух актов зоны, игрок должен коснуться таблички с изображением Роботника, отметив их завершение; в конце третьего акта игрока ждёт сражение с боссом — самим Роботником, управляющим разнообразными боевыми машинами.

   Одним из важнейших элементов игр о Сонике являются золотые кольца, сотнями заполняющие игровые уровни. Собирая их, игрок обеспечивает себе шанс на выживание: если враг атакует Соника, у которого нет ни одного кольца, ёж погибнет, в то время как имеющий кольца Соник просто растеряет их, но сам останется жив. Выпавшие при атаке кольца можно собрать, но в количестве не больше 20-и и с ограничением по времени, так как эти кольца вскоре исчезнут.

   Кроме колец в игре встречаются так же бонусы, которые хранятся в специальных мониторах: чтобы получить их, Сонику нужно просто разбить монитор. В Sonic the Hedgehog мониторы содержат следующие виды бонусов:
- Дополнительные 10 колец;
- Щит, который обволакивает Соника в виде сферы и даёт дополнительную защиту (пропадает при контакте с врагом);
- Временное ускорение игрового процесса: всё в игре начинает происходить быстрее, благодаря чему Соник может достигать ещё бо́льшей скорости и совершать длинные прыжки;
- Временная неуязвимость: Соника обволакивает россыпь звёздочек и он становится неуязвим для врагов, и к тому же убивает их простым касанием;
- Одна дополнительная жизнь.

Теги: Sonic the Hedgehog 1